Рабочая программа ДОУ
Рабочая программа
воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные
программы дошкольного образования
(далее – Программа воспитания), предусматривает обеспечение процесса разработки
рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31
июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025
годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в
дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) предполагает
преемственность по отношению
к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО),
к реализации Примерной программы воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещенной на портале
https://fgosreestr.ru.
ДОО руководствуется определением понятия
«образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа
– комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые
результаты)
и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного
плана, календарного учебного графика, рабочих программ, курсов, дисциплин
(модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также
в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей
программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм
аттестации».
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»[1].
Программа основана на
воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление
о человеке.
В основе процесса воспитания детей в ДОО лежат
конституционные
и национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры рассматриваются как
возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с
портретом выпускника ДОО
и с базовыми духовно-нравственными ценностями.
С учетом особенностей социокультурной среды, в
которой воспитывается ребенок,
в рабочей программе воспитания отражено взаимодействие участников
образовательных отношений (далее – ОО) со всеми субъектами образовательных
отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и
патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
Реализация Программы воспитания основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений.
ДОО в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.
.Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.